☆ПолитАзбука

Лейберов И. П., Перегудова З. И. Подвиг Нунэ. Документальная повесть о Н. Ф. Агаджановой

Лейберов И. П., Перегудова З. И. Подвиг Нунэ. Документальная повесть о Н. Ф. Агаджановой
Название: Подвиг Нунэ. Документальная повесть о Н. Ф. Агаджановой
Автор: Лейберов И. П., Перегудова  З. И.
Издание: Лениздат, 1985. — 356 с.
Формат: DjVu 
Размер: 6.68 Mb
Источник: saavedra-ru
Ссылки: HTTP
   

Вместо предисловия:

Вечером 24 октября 1925 года в Москве, в Большом театре, после торжественного заседания, посвященного двадцатилетию Первой русской революции, впервые был показан «Броненосец „Потемкин"». Когда первые части фильма показывались зрителям, то последние еще только монтировались на студии. Доставлял их Григорий Александров на своем мотоцикле.19 января 1926 года фильм вышел в прокат и начал триумфальное шествие по экранам страны и всего мира. В тот день С. М. Эйзенштейн — небритый, усталый— сфотографировался и подарил эту фотографию Нине Фердинандовне со следующей надписью: «19/1-26 г. В день спуска нашего „Броненосца" на воду. Дорогой „матушке" Нине Фердинандовне, хоть и нареченной, но понесшей по мне мук не менее матери натуральной, в расчете на неиссякаемый источник доброты ее от виноватого, блудного, заросшего, благодарного и всею душою преданного паршивого сына. Саркис Эйзеншьян» Фильм имел огромный успех. «Правда» писала: «Картина насыщена духом 1905 года. Постановщик картины (С. М. Эйзенштейн) правильно понял свою задачу: вовсе и не нужно было воссоздавать все мельчайшие факты, происшедшие на броненосце во время восстания, в точном соответствии со временем и местом их происшествия. А надо было, учтя законы кино, найти такие моменты и факты этого восстания, которые одновременно имели бы кинематографический интерес и представляли бы собой то главное, что характеризует данную эпоху или данное явление». В 1926 году «Броненосец „Потемкин"» был показан во многих странах мира. Всюду, где оц демонстрировался, он вызывал восторг у трудящихся и ужас и страх у власть имущих. Не без оснований буржуазные правительства рассматривали фильм «Броненосец „Потемкин"» как большевистскую революционную пропаганду. Впервые за пределами Советского Союза его показали в апреле 1926 года, в Берлине. Он вызвал бурю оваций. Подобного успеха здесь не имел ни один фильм. Но военное командование тогдашней Германия в категорической форме потребовало запретить демонстрацию фильма. Генералы считали, что «фильм, показывающий мятеж матросов, оружейные залпы солдат в толпу женщин, детей и стариков, и, наконец, солидарность русских с их восставшими товарищами,— такой фильм должен быть запрещен! „Броненосец" является покушением на рейхсвер, призывает к подрыву дисциплины и к бунту». Однако влиятельные немецкие кинопрокатчики не хотели из соображений кассового сбора отказаться от демонстрации фильма и заявили протест, их поддержала, хотя и по иным мотивам, прогрессивная общественность. Буря вокруг «Броненосца» не утихала. Видные ученые и писатели Германии выступили в защиту советского фильма. Военно-полицейские власти продолжали требовать запрета. Вскоре имперский комиссар по надзору за общественным порядком Мюльэйзен сообщал в министерство внутренних дел: «Я был сегодня наv демонстрации фильма „Потемкин". Фильм, очевидно, поставлен русским правительством, или, точнее, коммунистической партией. Он не только призван дать оправдание большевистского переворота в России, но также и учит толпу, как следует совершать восстания и революции... Демонстрация картины может поставить под угрозу общественное спокойствие и порядок» . Германские власти затеяли судебный процесс... над фильмом «Броненосец „Потемкин"». Суд продолжался почти пять месяцев. Очевидно, в мировой истории прокурор впервые обвинял фильм и его авторов в том, что они «способствуют государственному перевороту».

И все же судебный процесс провалился. Хотя фильм и был несколько «урезан», но вышел на экраны Германии и успех его был огромным. И так было не только в Германии. Полицейские власти Женевы, испугавшись, что демонстрация фильма «Броненосец „Потемкин"» в одном из кинотеатров вызовет «публичные манифестации», предложили дирекции кинотеатра временно «снять фильм с программы». Агитационная сила фильма действительно была велика. Когда много лет спустя перед правительственным судом встали матросы голландского крейсера «Семь провинций», захватившие в 1933 году корабль и направлявшиеся на помощь восставшим в Сурабайе, они заявили, что смотрели фильм «Броненосец „Потемкин"». Успех фильма в равной мере переживали и Сергей Эйзенштейн, и Нунэ Агаджанова, и Кирилл Шутко, и Григорий Александров, и Эдуард Тиссэ. Сергей Михайлович в своей известной «Автобиографий» дал высокую оценку Н. Ф. Агаджановой как сценаристу фильма «Броненосец Потемкин"», Он писал: «Побольше бы таких сценаристов, как Нунэ Агаджанова, которые сверх всех полагающихся ухищрений своего ремесла умели бы так же проникновенно, как она, вводить своих режиссеров в ощущение историко-эмоционального целого эпохи... Однако Нунэ Агаджанова сделала для меня еще гораздо большее: через историко-революционное прошлое она привела меня к революционному настоящему... — И добавлял: — Ибо здесь дело революции было домашним делом, повседневной работой. Но вместе с тем и высшим идеалом, целью деятельности целой молодой жизни».

Честные и верные слова крупнейшего мастера советского кинематографа о замечательной советской женщине, большевичке, талантливой киносценаристке.

Вот уже почти шестьдесят лет легендарный броненосец «спущенный на воду» Агаджановой и Эйзенштейном, совершает триумфальное «плавание» по киноэкранам мира..

 

СОДЕРЖАНИЕ
    • Вместо предисловия
    • Глава первая. Становление революционерки
    • Глава вторая. В рядах партии
    • Глава третья. Москва. Орел. Иваново-Вознесенск. Вологодская ссылка
    • Глава четвертая.  В Петербургском большевистском подполье
    • Глава пятая. В эпицентре революции
    • Глава шестая. И плывет Легендарный броненосец
  • Литература и источники
★ 2017. ПолитАзбука - книги, журналы, статьи